ПОИСК
МЕНЮ САЙТА
Новости Справочная Каталог предприятий Объявления Афиша Вакансии Фотоальбом Знакомства О г.Заводоуковске На досуге Банерообмен Отзывы о нас Форум Контакты Заказ рекламы
Категории
Заводоуковск NEWS
ТК «Заводоуковское время»
Автоновости
Звёзды
Здоровье
Общество
Спорт
ЧП
Экономика
В России
В Мире
ВНИМАНИЕ! РОЗЫСК!
РЕКОМЕНДУЕМ
ФОТОАЛЬБОМ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Школы г.Заводоуковска района
ПУЗОМЕРКИ ;-)

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Проверка ТИЦ
ВХОД
Москалев Александр Сергеевич
Москалев Александр Сергеевич
(16.11.1904 — 03.01.1982)

    Александр Москалев родился в Воронеже. Окончил физико-математический факультет Ленинградского государственного университета в 1928 году. Дипломная работа была посвящена перегрузке зерна по трубам. Чтобы устранить образующиеся в трубе пробки, дипломник воспользовался существовавшей теорией вихревых потоков Прандтля, получил рациональные размеры труб и закруглений. Однако на практике его предложения не были использованы. Сразу устроиться на работу не удалось, и молодой специалист пришел на биржу труда. Оттуда его направили на Ленинградский завод № 23 «Красный летчик».

И-2 бис   Первым серьезным заданием было испытание 12 вариантов радиаторов для истребителя системы Д.П.Григоровича И-2 бис. Выпускник университета смог предложить свои методы усовершенствования радиаторов. Созданный прибор оказался пригодным и соответствовал расчетам.

САМ-5   В 1932 - 1933 г.г. Москалев возглавил группу энтузиастов - молодых инженеров-конструкторов (Л. Б. Полукаров, Е. И. Серебрянский, Б. А. Дьяков, П. А. Шубин и другие), которые разработали и построили по заказу ОСОВИАХИМА один из первых цельнометаллических легкомоторных многоместных самолетов САМ-5, представляющих собой свободнонесущий моноплан с высоко расположенным крылом. Эта машина стала родоначальником целого семейства САМов -пятиместных пассажирских самолетов с двигателем М-11 мощностью 100 л.с.
САМ-5 2бис
   В 1935 г. в мастерских Воронежского авиатехникума силами нескольких конструкторов завода и студентов техникума под руководством Москалева был построен пассажирский самолет САМ-5бис: из дерева, с крылом, прикрепленным четырьмя подкосами, с двигателем М-11. Машина получилась простой и предельной легкой, успешно прошла государственные испытания в НИИ ВВС и была рекомендована к серийному производству с последующей эксплуатацией на местных авиалиниях.
САМ-5бис
   Для подтверждения неординарных летных данных самолета САМ-5бис организовали ряд дальних беспосадочных перелетов. Так, 4 октября 1936 г., летчиком Н. Д. Фиксоном и бортмехаником А. С. Бузуновым совершен беспосадочный перелет протяженностью 1700 км по маршруту Москва - Воронеж - Харьков - Запорожье - Херсон - Мариуполь. Они же, после соответствующей подготовки, 20 октября 1936 г. проделали на самолете САМ-5бис другой дальний перелет по маршруту Севастополь - Геническ - Мариуполь - Таганрог - Ростов-на-Дону - Сталинград - Астрахань - Сталинград - Саратов - Сызрань - Ульяновск - Казань-Горький. Пролетев без посадки 3200 км, Фиксон и Бузунов фактически перекрыли мировой рекорд французских летчиков Лалуэтта и Пермангля - 2912 километров.
   Тем временем, в 1937 г., разработчики завершили создание 5-6-местного самолета САМ-5-2бис. Новый самолет отличался от своего предшественника САМ-5бис более совершенной аэродинамикой и конструкцией.
САМ-5-2бис
   В 1938 г., после замены двигателя М-11 на более мощный МГ-21 в 200 л. с, военный летчик В. Л. Глебов и бортмеханик А. С. Бузунов на этом же самолете набрали рекордную для легких многоместных самолетов высоту 7000 метров. Установка еще более мощного двигателя МГ-31 в 300 л.с. позволила летчику НИИ ГВФ Б. Бородину 2 июля 1939 г. на самолете САМ-5-2бис взять новую рекордную высоту в классе самолетов 1-й категории - 8760 метров. А замена двигателя на М-11ФН с нагнетателем и металлическим винтом дала возможность летом 1939 г. летчику НИИ ГВФ К. Кондратьеву достичь высоты 8400 м при обычной погоде и 8900 м - при грозовом фронте. В 1941 г. велись, работы по подготовке самолета САМ-5-2бис к достижению высоты полета до 10000 м за счет увеличения мощности мотора непосредственной подпиткой кислородом. Этим планам помешала война.
   Всего в предвоенные годы Александр Сергеевич Москалев выдвинул 35 проектов и построил 23 образца опытных и серийных машин.
   В военные годы в Сибири на базе эвакуированных заводов и КБ Москалев создал новое предприятие, на котором был и директором и главным конструктором. Он готовил к производству серию первых реактивных истребителей Би-2, руководил серийным производством самолетов, десантных кабин ДС-2 и планеров АМ-14.
Би-1   В 1941 году в Заводоуковск было эвакуировано ОКБ-31 Воронежского авиационного завода, возглавляемое авиаконструктором Александром Москалевым. На созданном в кратчайшие сроки авиазаводе был налажен выпуск бесшумных планеров, предназначенных для разведки и многие другие виды военной авиатехники.
   Наиболее значимым достижением конструкторского бюро Москалева в заводоуковской эвакуации стала разработка и постройка первого в мире реактивного самолета — истребителя БИ-1.
А. Я. Березняк, А. М. Исаев, Г. Я. Бахчиванджи и В. Ф. Болховитинов перед БИ-1   Испытания самолета проводились в свердловском аэропорту Кольцово, неподалеку от поселка Билимбай, в котором были изготовлены реактивные двигатели конструкторов Березняка и Исаева. Во время одного из испытательных полетов БИ достиг невиданной ранее скорости — более 800 километров в час, однако ввиду не изученности аэродинамических свойств самолетов на высоких скоростях, истребитель потерпел аварию, в которой погиб легендарный летчик-испытатель Георгий Бахчиванджи. Дальнейшие испытания самолетов были свернуты, а опытная партия их фюзеляжей, изготовленных в Заводоуковске была уничтожена. Имя незаурядного авиаконструктора и автора целого ряда изобретений, изменивших облик не только отечественной, но и мировой авиации на протяжении многих лет было предано забвению. Во многом этому способствовали сложные взаимоотношения, царившие в то время в государственных структурах, управлявших авиастроением.

   В 1945 году конструкторское бюро было переведено из Заводоуковска в Ленинград куда Москалев увез некоторых сотрудников — уроженцев Заводоуковска, с которыми успел сработаться за годы эвакуации.
Оборудование, оставшееся от авиационного завода в дальнейшем послужило основой для создания предприятия Тюменьсельмаш. Таким образом, период эвакуации в Заводоуковск военных предприятий послужил серьезным стимулом для развития промышленности и дальнейшего роста поселка, а общение местных жителей с цветом технической интеллигенции тех лет не могло не оставить глубокого следа в их жизни.
Живя в Ленинграде Александр Москалев активно занимался преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Годы, проведенные в Заводоуковске он вспоминал как одни из самых плодотворных периодов в своей жизни. Именно здесь им был осуществлен ряд важнейших изобретений, среди которых — разработка стреловидного крыла, используемого в современной реактивной авиации.




   Александра Сергеевича наградили медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени за то, что завод выполнил задание Сталина выпустить за месяц 50 планеров, которые помогли снабдить окруженных под Минском партизан.

<Стрела> САМ-9 и <Сигма> САМ-4   В 1944-1945 годах ОКБ Москалева разработало по проекту <Сигма> САМ-4 с коротким крылом ракетный истребитель РМ-1. Аэродинамическая схема, треугольная с овальными передними кромками, и мощный двигатель обеспечивали достижение высоких летных данных. Однако в 1945 году эти работы прекратили. А в 1948 году в верхах приняли решение самолет не строить, завод у москалевцев отнять и ликвидировать ОКБ.
   Москалев отказался от предложения С.П.Королева работать первым заместителем главного конструктора ракетного ОКБ. Он ушел преподавать в Ленинградскую военно-воздушную академию, защитил диссертацию по теории сверхзвукового крыла малого удлинения.
   В 1952 году Александру Сергеевичу сделали интересное предложение – построить тяжелый сверхзвуковой самолет на дальность полета 12-14 тыс км. На обдумывание дали 10 дней. На 11-й день приказом начальника академии при инженерном факультете была создана проблемная научно-исследовательская лаборатория НИЛ-1, хотя многие начальники кафедр выступили против. Москалев сумел найти нужную схему самолета к середине 50-х годов.
   Так как его заявление ставило под сомнение правильность выводов одного очень влиятельного ученого, то использовал как свои связи, так и неблагоприятные методы, чтобы опорочить проект. Построить сам самолет Москалеву (как и Мясищеву, предложившему подобный проект) не дали. Ленинградскую военно-воздушную академию перепрофилировали, а НИЛ-1 закрыли.
   Со временем по схеме Москалева ( но без участия изобретателя) построили Ту-144. Александр Сергеевич Москалев – выдающийся авиаконструктор. Его проекты оказались настолько передовыми, что их не поняли современники.


      
ВКонтакте
мы в соц.сетях
сайт г.Заводоуковска zavod-72rus в социальных сетях
zavod-72rus ВКонтакте zavod-72rus на одноклассниках zavod-72rus в Мой Мир zavod-72rus в twitter zavod-72rus в facebook
АФИША
ПОГОДА
ОБЪЯВЛЕНИЯ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПРАЗДНИКИ
Праздники России
ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ
РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
zavod-72rus - сайт г.Заводоуковска © 2010 - 2024