
Москалев Александр Сергеевич
(16.11.1904 — 03.01.1982)
Александр Москалев родился в Воронеже. Окончил физико-математический факультет Ленинградского государственного университета в 1928 году. Дипломная работа была посвящена перегрузке зерна по трубам. Чтобы устранить образующиеся в трубе пробки, дипломник воспользовался существовавшей теорией вихревых потоков Прандтля, получил рациональные размеры труб и закруглений. Однако на практике его предложения не были использованы. Сразу устроиться на работу не удалось, и молодой специалист пришел на биржу труда. Оттуда его направили на Ленинградский завод № 23 «Красный летчик». (16.11.1904 — 03.01.1982)



В 1935 г. в мастерских Воронежского авиатехникума силами нескольких конструкторов завода и студентов техникума под руководством Москалева был построен пассажирский самолет САМ-5бис: из дерева, с крылом, прикрепленным четырьмя подкосами, с двигателем М-11. Машина получилась простой и предельной легкой, успешно прошла государственные испытания в НИИ ВВС и была рекомендована к серийному производству с последующей эксплуатацией на местных авиалиниях.

Для подтверждения неординарных летных данных самолета САМ-5бис организовали ряд дальних беспосадочных перелетов. Так, 4 октября 1936 г., летчиком Н. Д. Фиксоном и бортмехаником А. С. Бузуновым совершен беспосадочный перелет протяженностью 1700 км по маршруту Москва - Воронеж - Харьков - Запорожье - Херсон - Мариуполь. Они же, после соответствующей подготовки, 20 октября 1936 г. проделали на самолете САМ-5бис другой дальний перелет по маршруту Севастополь - Геническ - Мариуполь - Таганрог - Ростов-на-Дону - Сталинград - Астрахань - Сталинград - Саратов - Сызрань - Ульяновск - Казань-Горький. Пролетев без посадки 3200 км, Фиксон и Бузунов фактически перекрыли мировой рекорд французских летчиков Лалуэтта и Пермангля - 2912 километров.
Тем временем, в 1937 г., разработчики завершили создание 5-6-местного самолета САМ-5-2бис. Новый самолет отличался от своего предшественника САМ-5бис более совершенной аэродинамикой и конструкцией.

В 1938 г., после замены двигателя М-11 на более мощный МГ-21 в 200 л. с, военный летчик В. Л. Глебов и бортмеханик А. С. Бузунов на этом же самолете набрали рекордную для легких многоместных самолетов высоту 7000 метров. Установка еще более мощного двигателя МГ-31 в 300 л.с. позволила летчику НИИ ГВФ Б. Бородину 2 июля 1939 г. на самолете САМ-5-2бис взять новую рекордную высоту в классе самолетов 1-й категории - 8760 метров. А замена двигателя на М-11ФН с нагнетателем и металлическим винтом дала возможность летом 1939 г. летчику НИИ ГВФ К. Кондратьеву достичь высоты 8400 м при обычной погоде и 8900 м - при грозовом фронте. В 1941 г. велись, работы по подготовке самолета САМ-5-2бис к достижению высоты полета до 10000 м за счет увеличения мощности мотора непосредственной подпиткой кислородом. Этим планам помешала война.
Всего в предвоенные годы Александр Сергеевич Москалев выдвинул 35 проектов и построил 23 образца опытных и серийных машин.
В военные годы в Сибири на базе эвакуированных заводов и КБ Москалев создал новое предприятие, на котором был и директором и главным конструктором. Он готовил к производству серию первых реактивных истребителей Би-2, руководил серийным производством самолетов, десантных кабин ДС-2 и планеров АМ-14.

Наиболее значимым достижением конструкторского бюро Москалева в заводоуковской эвакуации стала разработка и постройка первого в мире реактивного самолета — истребителя БИ-1.

В 1945 году конструкторское бюро было переведено из Заводоуковска в Ленинград куда Москалев увез некоторых сотрудников — уроженцев Заводоуковска, с которыми успел сработаться за годы эвакуации.
Оборудование, оставшееся от авиационного завода в дальнейшем послужило основой для создания предприятия Тюменьсельмаш. Таким образом, период эвакуации в Заводоуковск военных предприятий послужил серьезным стимулом для развития промышленности и дальнейшего роста поселка, а общение местных жителей с цветом технической интеллигенции тех лет не могло не оставить глубокого следа в их жизни.
Живя в Ленинграде Александр Москалев активно занимался преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Годы, проведенные в Заводоуковске он вспоминал как одни из самых плодотворных периодов в своей жизни. Именно здесь им был осуществлен ряд важнейших изобретений, среди которых — разработка стреловидного крыла, используемого в современной реактивной авиации.

Александра Сергеевича наградили медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени за то, что завод выполнил задание Сталина выпустить за месяц 50 планеров, которые помогли снабдить окруженных под Минском партизан.

Москалев отказался от предложения С.П.Королева работать первым заместителем главного конструктора ракетного ОКБ. Он ушел преподавать в Ленинградскую военно-воздушную академию, защитил диссертацию по теории сверхзвукового крыла малого удлинения.
В 1952 году Александру Сергеевичу сделали интересное предложение – построить тяжелый сверхзвуковой самолет на дальность полета 12-14 тыс км. На обдумывание дали 10 дней. На 11-й день приказом начальника академии при инженерном факультете была создана проблемная научно-исследовательская лаборатория НИЛ-1, хотя многие начальники кафедр выступили против. Москалев сумел найти нужную схему самолета к середине 50-х годов.
Так как его заявление ставило под сомнение правильность выводов одного очень влиятельного ученого, то использовал как свои связи, так и неблагоприятные методы, чтобы опорочить проект. Построить сам самолет Москалеву (как и Мясищеву, предложившему подобный проект) не дали. Ленинградскую военно-воздушную академию перепрофилировали, а НИЛ-1 закрыли.
Со временем по схеме Москалева ( но без участия изобретателя) построили Ту-144. Александр Сергеевич Москалев – выдающийся авиаконструктор. Его проекты оказались настолько передовыми, что их не поняли современники.