Электронная виртуализация бизнеса в лучшем случае произойдет не менее чем через пять лет. К такому выводу пришли участники круглого стола "Надо реже встречаться", проведенного "Тюменским бизнес-журналом" 7 июня.
С одной стороны, все к этому идет — порядка 80-95% клиентов банков пользуются интернет-банкингом, причем во многих банках подключение к сервису бесплатное, а обслуживание выходит дешевле обычного. Остальные клиенты проводят платежи редко, поэтому не видят смысла устанавливать "Интернет-банк". Физические лица программой "Банк-Клиент" пользуются в меньшей степени — около 60%, в основном из-за низкой финансовой грамотности, отмечает представитель филиала ОАО "Промсвязьбанк" в Тюмени Елена Поддубная. Хотя это очень удобно — не выходя из дома, можно оплатить счета за коммунальные услуги, телефон, электричество и т. д.
Директор управления транзакционного бизнеса Западно-Сибирского банка Сбербанка России Наталья Мальцева сообщила, что около 90% клиентов банка используют интернет-банкинг, 60% клиентов — дистанционное банковское обслуживание. К 2014 году Сбербанк планирует 80% всех транзакций осуществлять дистанционно.
С другой стороны, по заявлениям банкиров, лишь 5-10% клиентов пользуется банковскими картами. Причина заключается в низкой распространенности банковских терминалов, недоверии к платежным системам, вызванным негативным прошлым опытом, низком уровне финансовой грамотности. Заместитель директора консалтинговой компании "Прэфиш" Мария Шатохина предложила банкам, страховым организациям, консалтинговым компаниям провести совместные курсы по ликвидации финансовой безграмотности, это было бы очень востребовано.
Бизнес-сотрудничество между партнерами уже сейчас проходит, в основном, дистанционно. Личный контакт нужен только при первом знакомстве — остальное общение ведется по телефону, электронной почте, "аське", скайпу и т. д. Так, директор юридической фирмы "Арбитраж" Михитар Вердян рассказал, что у компании есть исключительно виртуальный клиент, он находится на Канарских островах, переговоры проходят по скайпу. Уже выиграна пара дел.
Что касается сдачи отчетности в налоговую службу, в электронном виде ее сдает около 60% налогоплательщиков юга Тюменской области, причем в Тюмени — всего 16%. Между тем перед налоговой службой поставлена задача к 2015 году перейти на стопроцентный электронный документооборот с юридическими лицами.
Как сообщила замначальника отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Тюменской области Наталья Барышева, большинство тюменцев привыкли сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность по старинке, то есть лично. Бухгалтеры при этом имеют возможность часть времени потратить на личные дела, также среди причин нелюбви к электронной сдаче отчетности — дороговизна необходимых для сдачи программ, отсутствие привычки к этому. Мария Шатохина отметила, что многие компании ринулись сдавать налоговую отчетность в электронном виде около двух лет назад назад, сейчас наоборот - в Москве наблюдается тенденция возврата к привычным формам сдачи отчетности. "Так надежнее", - уверены представители фирм. Это касается не только налоговой отчетности: гендиректор центра юридических услуг "Арман" Руслан Макаш добавляет: "Когда привозишь в суд документы лично, тебе ставят входящий номер, подтверждающий получение, и ты чувствуешь себя уверенней".
Руководитель филиала компании "Тензор" Дмитрий Сахнов напомнил, что теперь можно выставлять счета-фактуры в электронном виде по взаимному согласию сторон, это должно дать некий толчок к развитию электронного взаимодействия в бизнесе. Их компания реализует пилотный проект по переходу на электронное внешнее и внутреннее взаимодействие, пока предприятиям эта возможность предоставляется бесплатно. В данный момент идет работа с "Тюмень Водоканалом".
Среди клиентов компании востребована электронная цифровая подпись — филиал "Тензора" выдает более 1,5 тысяч подписей ежемесячно, в основном для участия в электронных аукционах.
Модератор круглого стола Станислав Дейнеко отметил, что в рамках правительственной программы "Электронное правительство" уже сейчас можно посмотреть свою задолженность перед налоговой службой и другими госорганами по Интернету. В дальнейшем у каждого жителя появится универсальная электронная карта, с помощью которой он сможет получать дистанционно госслуги. По мнению Дейнеко, возможности электронного взаимодействия используются не в полной мере. Трудность заключается в том, что не реализован главный принцип интернет-маркетинга — три клика. Приходится выполнять много сложных операций, а вот когда операции упростят, возможно виртуализация пойдет быстрее.
Спикеры пришли к выводу, что основная часть простых операций уже производится электронно, а вот более сложные услуги - возможность получения кредитов через Интернет, международных водительских прав будет доступна россиянам не менее чем через десять лет. Руслан Макаш, например, считает, что должно смениться поколение, чтобы дистанционные услуги стали для жителей привычным делом.
Источник: собственная информация