Новые образцы акцизных марок на алкоголь, ввозимый из-за рубежа в Россию, таможенники начнут выдавать не с 1 июля 2012 года, как это было запланировано, а с 1 октября.
Таким образом, бизнесу дается переходный период, чтобы продать запасы спиртного со старыми марками и закупить новые.
В оборот будут введены акцизные марки больших размеров (90х26 и 63х21 мм), напечатанные с помощью высокозащищенных специальных спектральных красок и с новыми уточняющими надписями: "Спиртные напитки до 9% включительно", "Спиртные напитки свыше 9 до 25%", "Крепкие спиртные напитки", "Водка", "Игристые (шампанские) вина", "Вина виноградные", "Вина ликерные", "Вина фруктовые" и "Винные напитки". Стоимость марок, соответственно, вырастет до 1888 рублей за 1000 штук без учета НДС. Это почти на 600 рублей больше, чем сейчас.
Любопытно, что для каждой категории алкоголя марки будут красить в разные цветовые гаммы. Например, акцизная марка "Спиртные напитки до 9%" - в красно-зеленые тона, "Водка" - в сиренево-зеленые, "Вина ликерные" - в коричнево-голубые.
Детализация надписей и цветов направлена на то, чтобы пресекать схемы махинаций при продаже алкоголя, пояснил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. "На Украине, - напомнил он, - такая практика введена с 2008 года и принесла результат".
А вот переходный период в 3 месяца для полной замены марок эксперт считает слишком коротким. Особенно для элитного или дорогого алкоголя, который, бывает, распродается не за год, и не за два. Кроме того, алкогольная продукция может надолго зависать на складах. Это значит, что поставщикам либо придется повторно тратиться на новые марки, либо нарушать новые правила. Адекватным переходным сроком эксперт считает как минимум полгода. Более того, Дробиз подчеркивает, что сама по себе смена акцизных марок не приводит к максимальной защищенности спиртного и к снижению оборота нелегального алкоголя.
Государство, по его словам, постоянно играет в "догонялки" с производителями "паленки". В том числе импортной. "Акцизным маркам уже свыше 20 лет, ими оклеены все бутылки, каждые два-три года они видоизменяются, но объем нелегального рынка крепкого алкоголя как был, так и остается на уровне 40-45 процентов", - говорит Дробиз. И добавляет, если посчитать сумму всех уплаченных в бюджет акцизов с водки и ликеро-водочных изделий и разделить на ставку акциза, то получится, что в среднем учтенные продажи на 45 процентов больше, чем объем водки, с которой уплачен акциз.
При этом треть рынка крепких спиртных напитков - суррогаты, добавляет эксперт. По его мнению, с засильем нелегальной водки нужно бороться не только постоянной сменой акцизных марок, но и с помощью ценовой политики. В России по сравнению с развитыми странами, подчеркивает он, легальный алкоголь в 5-6 раз дороже по отношению к минимальным средним зарплатам.